Два года тюремного заключения — приговор, вынесенный трем участницам панк-группы Pussy Riot, — до сих пор будоражит общество. О том, что девушек ждет «на зоне», пишет постоянный автор Tageszeitung Клаус-Хельге Донат.
«Атмосфера невыносимая. Повсюду произвол и насилие. На свободе — если тебе суждено отсюда выйти — ты оказываешься больным человеком: как физически, так и психически»,- рассказывает заключенная одной из российских тюрем. Как указывает немецкий журналист, вступив в Совет Европы в 1996 году, Россия обязалась реформировать систему исполнения наказаний, однако до сих пор «на пути принципиальных изменений стоят бюрократические препоны и культурные противоречия».
Адвокаты российских панк-активисток в ближайшие дни намерены обжаловать приговор Хамовнического суда, пишет далее автор. Пока что девушки остаются в одном из московских СИЗО, где им, по сведениям бульварной газеты «Московский комсомолец», предоставлены чуть ли не VIP-условия для проживания: это возможность заниматься спортом, посещать массажный кабинет и чуть ли не салон красоты.
Однако, продолжает издание, если приговор все же вступит в силу, девушки будут переведены в одну из женских колоний — их по России около 35, и, как правило, находятся они далеко от мест проживания осужденных. «Неправительственные организации, которые занимаются судьбами российских заключенных, указывают на то, что российская система правосудия более жестко карает женщин, чем мужчин. За одинаковые преступления женщину ждет более суровый срок, чем мужчину», — говорится в статье. Причину автор видит в том, что женщины-судьи, преобладающие в российских судах, с большим презрением относятся к представительницам своего пола.
«Когда женщина вынуждена отбывать наказание вдали от семьи и друзей, со временем она теряет контакт с внешним миром, ее адаптация к социуму после освобождения становится практически невозможной. Цели российской системы исполнения наказаний не менялись на протяжении столетий: в центре по-прежнему стоит наказание, а не человек», — пишет Донат.
Одной из основных жалоб российских заключенных в женских колониях становятся неудовлетворительные условия содержания — и в первую очередь, гигиена. Лишь раз в неделю женщинам разрешается принимать душ — при этом горячую воду они вынуждены обеспечить себе сами. «Правила лагерной жизни не берут в расчет ни физические, ни психологические потребности женщин. Это находит свое отражение и в системе тюремного здравоохранения: в 59 мужских колониях по всей России обеспечивается лечение туберкулеза. На подобную медицинскую помощь могут рассчитывать заключенные лишь одной российской женской колонии», — говорится в статье.