«Олигархия и тандемократия ушли в прошлое. На их место пришло «Политбюро 2.0», — пишет обозреватель Le Temps, ссылаясь на исследование, осуществленное группой из коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» (Москва). В исследовании детально описывается внутреннее устройство уникальной политической конструкции, которую часто недооценивают, сообщает автор статьи Эммануэль Гриншпан. В российской неформальной системе принятия решений выделяется восемь глав кланов. Некоторые занимают официальные посты (Сергей Иванов, Вячеслав Володин, Дмитрий Медведев). Другие являются политическими фигурами местного уровня (Сергей Собянин), руководителями государственных компаний (Игорь Сечин, Сергей Чемезов) или бизнесменами (Геннадий Тимченко, Юрий Ковальчук), поддерживающими привилегированные отношения с Владимиром Путиным. На более низком уровне находятся десятки различных фигур, стремящихся стать главами кланов, например патриарх Русской православной церкви.
По мнению политолога Евгения Минченко, новое «Политбюро» отличается от советского тем, что его существование не формализовано и оно не собирается вместе. Это оставляет еще больше места для маневра его верховному главе Владимиру Путину. Восстановление «Политбюро» произошло после периода, когда модель функционирования власти претерпевала изменения, отмечает издание. В 1990-е годы российское государство управлялось рядом миллиардеров, которые диктовали решения правительству. Приход к власти Путина изменил расклад сил: власть была сосредоточена в одном центре, пишет автор. По заключению Минченко, система «Политбюро» появилась около 2005 года, после дела Ходорковского. Владимир Путин национализировал большую часть российской нефтяной отрасли и нейтрализовал одновременно оппозицию и олигархов, говорится в статье.
Выводы исследования не вызвали полемики, констатирует издание. «Есть споры по поводу того, кто глава, а кто только кандидат, но не по поводу модели», — объясняет Минченко. Подобное публичное обнажение короля могло продемонстрировать, что российское государство уважает свободу слова, отмечает автор. Политолог Андрей Пионтковский возражает: «Римские матроны ходили голыми в присутствии своих рабов, потому что не считали их за людей».