«Российская Федерация рассматривает себя как многонациональное государство, в последний раз Владимир Путин высказался в пользу полиэтнического общества в январе 2012 года. Однако, вновь придя на пост президента, он высказался и в пользу русского народа как основы российского общества», — пишет Ким Сун Хван в Der Standard.
Автор напоминает, что 80% из 142 млн россиян — русские. Однако, согласно миграционной службе, в одном только 2011 году в Россию приехали более 9 млн трудовых мигрантов, из которых лишь малая часть имеет разрешение на работу и вид на жительство. Россия нуждается в мигрантах, потому что коренные жители не хотят заниматься малооплачиваемой работой, а иммигрантам из более бедных стран нужны деньги, говорится в статье.
По словам автора, трудовая миграция для России традиционна, однако проблемы, связанные с ней, стали серьезно обсуждаться только после конфликта русских и кавказцев на Манежной площади в декабре 2010 года.
Автор указывает на то, что сезонность миграции, в первую очередь в строительном секторе, отличает российскую ситуацию от западноевропейской: «иммигранты приезжают исключительно на заработки, спустя некоторое время возвращаются на родину, не собираются пускать здесь корни, поэтому и стимул к ассимиляции у них гораздо слабее, заявил эксперт по России Уве Хальбах в интервью изданию. Вследствие этого опасность этнических конфликтов возрастает, и поводы возникают быстро». Автор приводит в пример конфликт в селе Победа, где изнасилование русской женщины привело к тому, что «сотни местных жителей открыли охоту на иммигрантов-узбеков, поскольку у преступника, по словам жертвы, были азиатские черты лица».
По словам Хальбаха, действующий режим поддерживает националистическое движение, и оно растет, поскольку правительство, например, при помощи союза с Православной церковью, поддерживает консервативное русское самосознание. Однако, отмечает автор, националисты присутствуют не только среди сторонников Путина, но и среди оппозиционеров. Глава центра «Сова» Александр Верховский весной 2012 года определил национализм как «призрак на пиру».
По словам автора, Кремль пытается решить проблему миграции, например, устанавливая новые правила, открывая курсы русского языка и изменяя порядок регистрации. Однако миграция в России нетипична: либо речь идет о сезонной миграции, либо о перемещениях в пределах территории государства из национальных республик. Поэтому, пишет автор, государственный учет и регламентация миграции практически невозможны.